↑ Вернуться > Статьи

Распечатать Страница

Синдром Стендаля, анджали и желание перекреститься

 
 

«Откусывая кусок, призадумайся, а сможешь ли ты его переварить…»

Восточная мудрость

 
Говорят, что склероз – самая лучшее заболевание на свете. С одной стороны ничего не болит, а с другой – каждый день узнаёшь столько нового… . В частности, вчера этим новым была следующая интернетная информация, полученная по запросу о синдроме Стендаля:

«Когда я выходил из церкви Святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шел, боясь рухнуть на землю», – так описал случившееся впечатлительный Анри Стендаль в своих записках об Италии. И таким образом сделал все, чтобы в будущем его личностью заинтересовались не только литераторы, но и психологи.

Одним из них стала доктор Грациэлла Магерини, рассказавшая в 1979 году миру о новом виде психического расстройства с лирическим названием «синдром Стендаля». Причиной возникновения временного помешательства является перенасыщенность Флоренции историческими архитектурными памятниками, так сказать, когда количество прекрасного на единицу площади превышает некую критическую отметку, и сознание наотрез отказывается это переваривать. Ежегодно жертвами «лирического» синдрома становятся десятки туристов.

Психический кризис настигает путешественников совершенно неожиданно. Например, после любования полотнами Боттичелли, Рафаэля и Каварджо. По словам итальянского психолога, во время приступа синдрома на лбу людей выступает пот, начинаются приступы паники, обмороки, потеря ориентации в пространстве и времени, головокружение, искажения в восприятии реальности, галлюцинации. «Иностранец, чаще всего выходец из восточной Европы, не состоит в браке, увлекается изобразительным искусством, преобладающий пол – женский, преобладающий возраст – от 25 до 40 лет» – вот типичный пациент больницы Санта.

Мария Новелла – больница, в которую попадают с «синдромом Стендаля» или, как его еще называют, «синдромом Флоренции». Там психоаналитики дают больным выговориться (например, молодой американец рассказал, как однажды подвергся насилию со стороны своего преподавателя) и вскоре отпускают.

К примеру, неоднозначную реакцию вызывает статуя Давида работы Микеланджело, что находится во флорентийской Академии художеств. Например, девушка Марта из Германии, побледнев, упала без сознания прямо на ступенях базилики, а некий молодой американец-музыкант при взгляде на скульптуру Давида почувствовал необъяснимый страх и на короткое время лишился памяти. Другие проявляли повышенную болтливость, у третьих наблюдалось раздвоение личности. Грациэлла Магерини заинтересовалась и этими пациентами, придя к выводу, что их внезапный недуг можно назвать «синдромом Давида».

Итальянский психоаналитик говорит, что большинство из тех людей, которые испытывают желания разрушать (20% посетителей), способны контролировать себя, однако некоторые могут потерять самообладание. Так, в 1991 году вандал успел нанести по ноге Давида удар молотком, прежде чем его смогли задержать.

Существует большая сила, импульс эротической и сексуальной природы, не только у женщин, но и у мужчин, – добавляет Магерини. – Нагой «Давид», полотна «Страшный суд», «Венера Медичи», «Рождение Венеры» и вообще вся Италия – не единственное, что способствует кратковременному помешательству. Кроме эстетических, он может быть вызван и сильными религиозными эмоциями

Яркий тому пример – «Синдром Иерусалима». Вначале человек чувствует сильное желание уединиться, осуществить церемониальные действия, включающие ритуальное очищение тела, надеть на себя белую одежду (в большинстве случаев – простыни из гостиниц) и напевать религиозные песни. Во время приступа туристы произносят в священных местах города проповеди, утверждая, что они являются Иисусом Христом или другими святыми. Директор психиатрической больницы «Кфар-Шауль» Яир Бар-Эль лечит ежегодно более пятидесяти пациентов.

Кроме Иерусалима и Флоренции, опасность для впечатлительных туристов таят в себе Гавайские острова и Венеция. Острова способны загнать человека в тяжелейшую депрессию, а Венеция известна своим количеством самоубийц

Созвучно этому сообщению, хотелось бы заметить, автор данной статьи и сам был неоднократным свидетелем подобных явлений. Работая в музее Кунсткамера, в Санкт-Петербурге, ему не раз доводилось наблюдать как в некоторых залах этого музея, время от времени, на лавочке «отдыхает от полученных впечатлений» та или иная посетительница. А вокруг неё крутятся с нашатырём служительницы. Наиболее часто это случалось в залах, тематически посвященных Африке. Мнение сотрудников по вопросу: «А почему это люди падают в обморок именно в этих местах?» делились. Некоторые считали, что на посетительниц воздействуют пары химикатов, которыми пропитаны экспонаты, иные же отмечали, что помутнение сознания у посетительниц, как правило, происходят в одних и тех же местах. Перед одними и теми же экспонатами. И если учесть, что выставленные экспонаты это не некая фикция, выполненная из папье-маше, а настоящие культовые вещи, попавшие в музей из святилищ и храмов, то было над чем задуматься.

Эта задумчивость со временем порождала уверенность, что второе мнение убедительней. Но если оно верно, то каким образом можно исправить ситуацию? Удалить настоящие, «намоленные» вещи и заменить их безопасными копиями? Или, вообще, от греха подальше позакрывать эти залы, во избежании непонятных последствий? И кстати, как определить какие вещи несут положительно заряженную энергетику, а какие, наоборот, отрицательную? И почему люди «выпадают» в обмороки не только при созерцании агрессивно настроенных вещей, но и как ни странно, при лицезрении явно энергетически положительных?

Вероятно, потому, что нас с вами учили и научили следующему выражению: «Со стороны хорошего (божеств, икон, произведений искусства, святых мощей и т.д.) ничего дурного придти не может». А ведь это не совсем так. Дурного действительно придти не может, а вот хорошего может оказаться столько, что мы это будем не в состоянии «переварить». Когда заполняющая нас благостная волна поднимется столь высоко, что захлестнёт нас с головой. Именно тогда благое может пойти во вред. И как тогда тут быть?

Очень просто – воспользоваться опытом предков. Что делает православный человек, увидев храм? Правильно – крестится. А для чего? Большинство из крестящихся не сможет уверенно и обоснованно ответить на этот вопрос. Обычно говорят, что все так делают, ну, и я… . Знающий же человек пояснит, то скорее всего это делается из уважения к дому Божьему, Но это не так. Мы крестимся, перекрывая себя крестным знамением от пупа и до макушки, потому что это позволяет нам быть более адекватными к тем силам, которые изливает из себя храм. Количественно и качественно этого может быть столько, что наше сознание может и не выдержать такого удара. А потому лучше контролировано взять для себя немного, чем пустить всю эту волну внутрь себя и она «снесёт вам крышу». В движении к божественным величинам, как нигде в другом месте, важна постепенность и последовательность.

Другой, не менее известный способ разумного контроля за притекающей энергией это сложенные перед грудью ладони. На санскрите это называется «Анджали». Этот жест, пришедший к нам из глубокой древности, и по сию пору активно используется на востоке. О нём следует сказать несколько подробнее. Для того, чтобы дозировано воспринять притекающую энергию, исполнить только «анджали» недостаточно. Немаловажную роль в исполнении «анджали» являет взгляд. Индиец, складывающий перед грудью руки, обязательно опустит при этом глаза и правильно сделает, ибо глаза это один из важнейших инструментов нашего тела по всасыванию в себя информации. А потому, во избежании перенасыщения, на предмет своего обожания лучше всего смотреть искоса или касаться его кратковременными сфокусированными взглядами. Чувствуешь, что объект обожания «давит» – опусти глаза! Лучше сегодня взять меньше, чем спустя полчаса расслабленным идиотом уезжать в «дурку». Постепенность, постепенность и ещё раз постепенность, таков должен быть девиз человека, решившего сознательно посвятить себя познанию духовного поля.

Кстати, эта информация полезна не только духовно ищущим. Практически каждый из нас может вспомнить собственную школу и неизвестно откуда образующееся бессилие, когда доводилось отвечать у доски. Вроде бы сидишь за партой, всё знаешь, тебя так и распирает от желания рассказать, но как только выходишь к доске и попадаешь под взгляд учителя – всё знание куда-то улетучивается. И вот, обречённо глядя в глаза педагогу, ты уже мямлишь что-то маловразумительное, не понимая, куда девалось то знание, за минуту до этого распиравшее тебя за партой. Знакомая ситуация? Скорее всего, да, и ведь, что самое неприятное, после школы эти ситуации не заканчиваются. Они перетекают в иные: часто мы себя неуверенно чувствуем при разговорах с начальником, со старшими родственниками, во время публичных выступлений. Таких ситуаций будет множество, но правильные слова и нужные аргументы будут уже после этих встреч. И как бы так сделать, чтоб эти нужные слова находились вовремя? Ответ прост – «Анджали» и внимательный взгляд искоса. Не верите? Ну что ж, у вас есть достаточно времени для проверки.

 

Кстати, умение подойти и правильно созерцать энергетически наполненный предмет это только половина проблемы под названием общение с сакральными реалиями. Немаловажным оказывается и умение отойти от подобного предмета. Просто повернуться и уйти прочь нельзя. Причём нельзя категорически, в том числе и от положительно ориентированного. Следует знать, что умение мыслить это свойство присущее только людям, а потому перекладывать его возможности на потусторонние существа бессмысленно и опасно. Энергетический объект не умеет думать, он умеет действовать. И если вы, убрав защиту, открыли ему спину – он ни на долю секунды не задумается и продолжит своё воздействие. Он не скажет как человек: «Да, на сегодня хватит!». Энергетические наполненные предметы этого не умеют, эти действия присущи только людям. Они же будут изливать себя до той поры, пока человек, призвавший их к сотрудничеству, не покинет место контакта.

И о этом месте тоже следует сказать особо. Как, в самом деле, определить, докуда следует отходить, чтобы быть уверенным, что воздействие потревоженного энергетического существа закончилось? Как правило, большинство ситуаций разрешается в пределах видимых границ. Иконы и святые мощи действует до ближайших дверей, растения и деревья воздействуют на участке где расположены они и такие как они. Отдельно стоящие деревья и камни имеют зону воздействия на уровне отходящих от них теней и т.д. В принципе, у любого значимого предмета подобная граница визуально «прочитывается» достаточно легко. В особых случаях стоит обратить внимание на возникшую тяжесть после общения с тем или иным сакральным предметом. Если тяжесть наличествует – значит, предмет не настроен вас отпускать и надо отойти ещё дальше. Чёткой границей будет ваше личное ощущение, что тяжесть ушла. Как только это ощущение появилось – перекреститесь и развернувшись удалитесь. Теперь, скорее всего, вы в безопасности.

 

Схема же самого отхода достаточно проста. Кто хоть однажды оказывался один на один на глухой улице с озлобленной собакой, знает о подобном не понаслышке. В подобной ситуации, от собаки нужно отходить спиной вперёд, не глядя на неё в упор, будучи готовым, в случае агрессии, оказать сопротивление. Если при этом вам удастся сохранить присутствие духа – никакая собака вас не тронет. Точно такая же ситуация и с предметами силы. Отходите от них спиной вперёд, краем глаза поглядывая на них. Перед выходом с территории, которую эти предметы занимают, перекреститесь ещё раз или сделайте «анджали» и можете быть свободны.

 

Кто-то скажет, что он триста раз бывал в подобных ситуациях и никогда не делал ничего подобного. И что никак ему это не повредило и «крыша» у него при этом осталась на месте. Говорящий подобное, безусловно прав, ибо эти правила распространяются только на тех, кто всё же вступил в контакт в иной реальностью. Просто придти в храм, побродить там и выйти наружу – все эти действия не предполагают правильности входа-выхода. Если вы не общались с иконами, не пытались что-либо получить от святых мощей, не просили божество явиться вам в этом храме – естественно, что и опасаться вам нечего. Опасаться стоит тому, кто либо сознательно вступил в контакт с иными сущностями, либо своими неуместными действиями на их территории (громкий крик или смех, активные телодвижения, быстрое перемещение и пр.) привлёк к себе внимание сакрального предмета. Эти люди своё получат. Остальные же придут и уйдут незамеченными. Ничего не отдав и ничего не получив – совершив ещё одно бесполезное действие в своей бессмысленной жизни.

 

Вот пожалуй и всё, что мы хотели бы сказать на тему синдрома Стендаля, анджали и перекрещивания. А закончить статью хотелось бы маленьким рассказом, который немного «расцветит» наши рассуждения.

 

Рассказывают что в тысяча пятьсот каком-то там году успешный морской корсар или, как их называли в Англии, «приватир», Френсис Дрейк был представлен королеве Елизавете. Низко склоняясь, он подошёл на положенную дистанцию и неторопясь распрямился. Следующим движением, которое он сделал, было совершенно неожиданное вскидывание руки и прикрывание ею глаз.

 

«Что с Вами, Дрейк, Вы нездоровы?» – поинтересовалась королева

«Нет, Ваше Величество, – учтиво отвечал Френсис, – меня сразила Ваша красота!»

 

Приближённые переглянулись – какой успешный ход! А королева улыбнулась и благосклонно кивнула. Королевы – они ведь тоже женщины. Так Френсис Дрейк из обычного приватира в доли секунды перешёл в следующий разряд пиратской иерархии – стал капером (корсаром на службе Её Величества). Поговаривают, что именно от этого жеста пошла практика воинских приветствий, а Френсис же получил деньги на своё особое пиратское предприятие. Всего один взмах руки и несколько вовремя сказанных уместных слов. Хотя, если призадуматься, может быть он был не столь уж и не прав…

Постоянная ссылка на это сообщение: http://bear-loka.spb.ru/stati/anjali/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>